Презентация альбома
Оформление:

Б) Сцена: символика города, макет обложки книги «Элиста: диалог времен. Памятники истории и культуры»

Ход мероприятия:

(Гаснет свет.)
На сцене высвечивается макет книги
«Элиста: диалог времен. Памятники истории и культуры»
Звучит песня об Элисте (на выбор).

Моя маленькая Элиста: Песня / Сл. Хаптаханова В.; Муз. А. Манджиева// Манджиев А. Избранное. - Элиста, 1998. – С.61-63; Изв. Калмыкии. - 2000. - 16 сент. - № 188-189.- С. 1.
Песня об Элисте: Песня/ Сл. и муз. А. Татарчука// Элестиин з??ге = Элистинские новости. - 2000. - 25 - 31 марта; Байр. - 2000. - № 7. - С. 14.
С любовью к городу: Песня/ Сл. и муз. Т. Коляды// Элестиин з??ге = Элистинские новости. - 2000. - 11-13 сент. (№ 69).
Утро моей Элисты; Вечер над Элистой: Песни/Сл. В. Дейнеги; Муз. П. Чонкушова// Чонкушов П. Песни/ Сост. и ред. текста Н.Ц. Эрендженов. - Элиста, 1980. - С. 38, 54.
Элиста: Песня/ Сл. Цакировой Р.; Муз. А. Манджиева //
Манджиев А. Избранное. - Элиста, 1998. - С. 55-57.
Элистинская жемчужная ночь: Песня / Сл. и муз. С. Каляева
// Вечерняя Элиста. - 2002. - 6 февр. (№ 10).
Элистинский вальс: Песня/ Сл. А. Балакаева; Муз. П. Чонкушова // Споемте. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1962. – С. 49–50.

Начинается обзорный видеофильм с показом панорамы города.
На фоне музыки и кадров звучат стихи:

Чтец: Век назад только балка степная
Здесь была безымянна, пуста…
Улыбнись же, ее вспоминая,
Город юный, моя Элиста!

Чтец: Внизу, как лотос сказочный чиста,
Не из земли – из чаши изумруда,
Возник цветок – невиданное чудо -
Моя, родная сердцу Элиста.

Чтец: Изумрудная степь Элиста,
Словно море широкое ты:
Бросив солнце, как якорь в степи -
Ты, как каменный парус стоишь.

Чтец: Много на свете есть городов –
Чудных, прекрасных, словно мечта.
Но для меня – повторять я готов! –
Самый красивый – моя Элиста.

Чтец: Ты - не чудо! Творение наше!
Зелена, и стройна, и чиста.
С каждым годом становишься краше,
Город юный, моя Элиста!

Чтобы сделать акцент именно на книге о памятниках города, нужно представить выборочно или видеокадры, или слайды о них с комментариями.
(Материалы представлены ниже)

Звучат колокольчики.
Идет демонстрация слайда «АЛТН БОСХ»

Ведущий: Алтн босх – золотые ворота – символ добра и благополучия.
В восточных культурах издревле особое значение придавалось вратам, порогу, арке. Символика ворот – в том, что проходящий через них очищается духовно, он вступает на высокий путь, белу. Дорогу, священный путь добродетели… Автор – лаганский художник Николай Борисов. А художники Григорий Бюрчиев и Юрий Бадмаев создали 28 картин, запечатлевших апрельскую степь, морской пейзаж, калмыцких красавиц. Нежно позванивают колокольчики необычной формы, заставляя прохожих замедлять шаги, любуясь красочным чудом.

Ведущий: Прекрасное слово - «мама»! М. Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».
Великие мыслители, композиторы, поэты, художники всех времен посвящали свои творения Матери, воспевали ее роль в жизни человеческого общества. Только в нашем городе стоят два памятника, посвященные матери.

Звучит любая песня о маме.
Идет демонстрация слайда памятника «МАТЕРИНСТВО»


Чтец: Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!

Ведущий: Олицетворяя мир и счастье на земле, стоит памятник Матери в Элисте. И нам навстречу идет женщина в калмыцком национальном костюме, она как будто говорит всем: «Слова, дороже, чем «Мать», у нас нет. Автор – скульптор Петр Тазаев.
.
Звучит «Песня матери».
Показ слайда памятника «МАТЬ»

Чтец: Родная, любимая мама моя,
Невзрачная, словно степная дорога.
Идет моя мама, вздох затая,
Простоволоса и босонога.

Чтец: Маленькая, кроткая моя,
Просто – мать, каких не счесть
на свете.
Не сравню родную с солнцем я, -
Тихим огоньком она мне светит,
Но когда внезапно на лету
Горе тучей солнце заслоняет -
Наступающую темноту
Огонек чуть видный разгоняет,
Маленькая, кроткая моя,
Просто – мать, каких не счесть
на свете.
С горстку солнца вся–то жизнь твоя,
А душе и днем, и ночью светит.

Джангар

В октябре 1998 года площадь перед зданием городского культурного центра украсил памятник главному герою калмыцкого героического эпоса «Джангар». Величественный монумент из металла являет собой олицетворение непоколебимого духа калмыцкого народа. Автор памятника А. Миронов. Герой из народного эпоса шагнул в наше время из далекого прошлого, стоит как надежный страж степной столицы.


Алый лев Хонгор

героем он конным был
И пешим непревзойденным он был.
… нет вблизи и вдали
Равных духом геройским ему,
Он – гордость богатырей земли!
(«Джангар»)

Автор памятника Степан Ботиев.

Десять пальцев белых своих
Сжал он в грозные кулаки.
Страшно такого потрогать льва.
Каждый палец, что коготь льва!
Надел боевые латы он.
Пояс надел богатый он.
Нацепил на правый бок
Односаженный меч стальной.


На высоком постаменте, украшенном калмыцким орнаментом, стоит богатырь в полном боевом облачении, изготовившийся отпустить тетиву боевого лука с четырьмя стрелами, как бы предупреждая нападение. Как и много веков назад богатырь Хонгор стоит на страже страны Бумбы и сегодняшней Калмыкии.


Три маленьких богатыря

Знай, мальчуган: от отца рождается сын,
Чтобы надежной опорой родине стать.
Помни, что Бумба в тебе нуждается, сын!

В скульптурной композиции «Три маленьких богатыря» представлена группа сидящих мальчиков в калмыцких национальных костюмах. По замыслу Петра Тазаева – это собирательный образ калмыцких детей, которые наравне со взрослыми перенесли все невзгоды нашего народа, а также тех, которым еще предстоит много сделать на пути возрождения национальной культуры. Неслучайно скульптура установлена рядом с Калмыцкой национальной прогимназией.

Звучит мелодия «Печаль» Р. Паулса

Ведущий: В веках останется память о наших погибших земляках, как самых мужественных, бесстрашных, преданных Отечеству, вечно молодых солдат и офицеров.
Символом вечной признательности тем, кто своей жизнью завоевал победу и мир на родной земле, стал памятник «Скульптурная группа-барельеф Героям войн». Автор Н. Санджиев.

В этот момент на экране демонстрируется слайд или фотография памятника

Чтец: Огнем негасимым солдатская слава
Пылает над миром, бессмертна в веках,
Твоею победой гордится держава,
Твой образ нетленен в народных сердцах

Чтец: И Родина, их образы храня,
В скрижали вносит имена и отчества
Их, - ставших светом Вечного огня.

Мальчик и дракон

«…Однажды мальчик из племени керет увидел, что железный дракон, спустившийся на землю, не сумел снова взлететь, бьется в гневе, извергая громы и молнии… И чтобы спасти свою землю и свой народ о его разрушительной ярости, не испугавшись разгневанного чудовища, он решил помочь ему подняться в небо..», - гласит народная легенда. Маленький человек пытается, схватившись за левую лапу дракона, поднять его, раскрывшего свои небольшие крылья. Момент перед взлетом с раскрытой пастью – таким мы видим дракона. Но льются живительные струи воды. Автором, подарившим городу свое творение, является самодеятельный скульптор Петр Джеевич Тазаев.

Музыка: игровая на домбре (с фигурками)

Кеедя
Калмыцкий Насреддин –
Веселый Кедя –
Мечтал связать врагов
одним арканом,
чем владел
босой и голый Кедя?
Своим умом
да стареньким бараном.
Хватало шерсти
с этого барана
для самого
короткого аркана.

(М. Хонинов. «Иные времена»)

Скульптура сидящего на баране старика Кееды выполнена из гранита .Пять месяцев скульптор Наран Эледжиев трудился над созданием образа героя калмыцкой сказки.


Памятник Герою Советского Союза О.И. Городовикову.

Летит Ока, привстав в седле,
Под ним горячий конь играет
Отважным соколом его
Народ с любовью величает.
(А. Сусеев. «Сын степей»)

Автором этого памятника является Никита Санджиев.
Острый и выразительный силуэт Оки Городовикова, напоминающий пламя, открывается со всех сторон.
При въезде в город со стороны железнодорожного вокзала монумент возникает на фоне широкой панорамы города. По мере приближения к нему картина вокруг меняется . Легендарного всадника возносит ввысь горячий конь. Особую значимость приобретает монумент, увиденный снизу. Он как бы вырастает на фоне неба. Так изображают богатырей. Скульптор Никита Амулданович Санджиев показал его таким, каким уже сложился образ Оки Ивановича Городовикова в народе, воспетый калмыцкими поэтами.

Александр Сергеевич Пушкин
Вольнолюбивы, гордый и прямой,
Он властвовал над пылкими сердцами.
Широкою народною тропой
Мы шли к нему. И он сегодня с нами.

Невысокая изящная фигура из белого металла на черном постаменте. Скульптору Нарану Эледжиеву удалось подчеркнуть присущие поэту живость характера, он весь в движении, в динамике. Кажется, что он вот-вот шагнет вперед и воскликнет: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» За эту работу скульптор награжден памятной пушкинской медалью России.


Звучит музыка к композиции «Танец журавлей» (из репертуара ансамбля «Тюльпан»)
В это момент демонстрируется слайд или фотография памятника «ТАНЦУЮЩИЕ ЖУРАВЛИ»


Ведущий: Широко расправив сильные крылья и пригнув длинные шеи, грациозно застыла в танце прекрасная журавлиная пара – символ вечной любви и гармонии. Издревле, не только для калмыков, но и для многих других народов мира, журавль был олицетворением красоты и совершенства природы, священной птицей, с которой связано немало счастливых и добрых примет. Величественные птицы, украшающие собою степь,– жизнеутверждающий образ, удачно найденный автором композиции Николаем Галушкиным.

Чтец: Я не знала печальнее клича,
Когда исчезая вдали,
На оранжевой зорьке курлыча,
Прощались со мной журавли.
А весною я видела чудо…
Возвратившись домой, журавли
Танцевали в степи, словно, люди,
Элисте объяснясь в любви.
(И. Санджигоряева)

Звучит музыка: песня «Учительница первая моя».На экране проецируется слайд или фотография памятника

«УЧИТЕЛЬ»

«Учитель, перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени»

Скульптура Владимира Васькина, изображающего Учителя, выполнена из металла и находится на постаменте из трех ступеней. Учитель идет нам навстречу с приветливой улыбкой и держит у сердца книгу - знание. Маленькие школьники твердо убеждены, скульптура изображает только их любимую учительницу.

Шагай вперед, дорогою рассветной!
И знай, что вслед, печали не тая,
Глядит с улыбкой и надеждой светлой
Учительница первая твоя!

Звучит религиозная буддийская музыка.
Слайд статуи «БУДДА ШАКЪЯМУНИ»

Ведущий: Статуя Будды, творение Владимира Васькина и Петра Усунцынова, высечена из мрамора и помещена в шестигранную ротонду, исполненную в восточном стиле. Композиция фигуры величественна. Беломраморный Будда Шакъямуни является не только смысловым организующим центра города, но и местом паломничества, символом духовного возрождения калмыцкого народа.

Ступа Просветления

28 июля 1998 года произошло знаменательное событие в религиозной и культурной жизни Калмыкии. Впервые на территории современной Росси, в одной из трех ее буддийских республик, появилось единственное в своем роде культовое сооружение – Ступа Просветления, несущее смысловую нагрузку, символизирующее Просветленный ум Будды. Оно должно защищать Калмыкию, способствовать всяческому процветанию и дарить неисчислимые блага всем окружающим. Ступа Просветления – это памятник, шагнувший из глубины прошлых столетий в современность, памятник , вызывающий восторг и восхищение.

Геден Шеддуп Чойкорлинг
(хурул)

Буддийский храм города Элисты был открыт 5 октября 1996 года при большом стечении верующих со всех концов республики. Это событие, которого столько лет с неугасающей надеждой ждал калмыцкий народ. Дорога к храму вымощена страданиями и чаяниями многих поколений калмыков, не оставлявших надежды поклониться родным святыням ни в суровые годы тоталитаризма, ни в эпоху застоя. Сякюсен-сюме – место паломничества буддистов из разных регионов России и зарубежных стран, людей разных национальностей, объединяющихся верой в 3 прибежища – Будду, Дхарма, Сангху. Это один самых величественных и красивейших буддийских храмов России и Европы.

Ведущий: Уважаемые гости! Мы приветствуем Вас на презентации книги: «Элиста: диалог времен. Памятники истории и культуры», которая вышла в этом году.
Альбом посвящен нашему любимому городу.
Элиста преображается и начинает приобретать черты, придающие ей неповторимый национальный колорит.


«Эрдни-цаг» - «Драгоценное время»

Эрднин экн цагт гаргсн
Эн олн бурхдын шажн делгрх цогт гарсн
Тэк Зула хаани улдл
Тангч Бумб хаани ач,
Узн алдр хаани ковун
Уйин ончн Жангр биля.

Это было в начале времен,
В стародавний век золотой
Величавый брезжил рассвет,
Веры бурханов святой.

Много веков назад настало изначальное время Эрдни - Эрднин экин цаг - и зазвучали песни «Джангара», ибо эпос возникает тогда, когда народ осознает необходимость собственного собрания, необходимость созидания Родины Мы, калмыки, сегодня переживаем период осмысления собственного пути и своего будущего. И нужно помнить, что в своих надеждах и свершениях мы не одиноки: с нами благословение предков

Белый старец

Ведущий: «Белый старец» – один из красивейших памятников нашего города. Автор памятника заслуженный художник РСФР, заслуженный деятель искусств РК, скульптор Наран Яковлевич Эледжиев. Образ Белого Старца – великого бога во все времена свято ценился калмыцким народом как символ чистоты и вечности, веры, единства и согласия, национальной самобытности народа.

Чтец: Хозяин мира, года и земли,
О, Белый Старец, милости яви.
Ты – покровитель наших бренных лет,
Продли сей жизни заповедный след.



Благословите небеса
И вы, бескрайние просторы!
Какие нынче времена!
Ты станешь лучше, милый город!